/style.css?t=1714059169.9187" rel="stylesheet">

+7 918 587 32 23

Защита прав потребителей в сфере страхования

Защита прав потребителей в сфере страхования

Отношения, связанные с договорами страхования давно и прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас с осуществлением деятельности страховых компаний периодически сталкиваются автомобилисты, физические лица при страховании имущества, жизни или здоровья, юридические лица и организации. Правоотношения в этой сфере подробно регламентированы на законодательном уровне, но зачастую случаются ситуации, связанные с недобросовестным оказанием услуг или ошибками в обслуживании потребителей страховыми компаниями. В этих случаях на защиту нарушенного права граждан встает Закон «О защите прав потребителей» (п. 2 Постановления Пленума ВС от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере страхования, являются:

  • Глава 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ;
  • Закон РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»;
  • Закон РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон РФ от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об ОСАГО».

Отсутствие достаточной правовой грамотности потребителя, высокая длительность периодов страхования, в течение которого может измениться законодательство, и экономическая обстановка в стране приводят к тому, что страховые компании зачастую нарушают права потребителя. По этим же причинам зачастую отсутствует возможность реально оценить качество страховых услуг и защитить свои права в случае возникновения конфликтной ситуации.

Любому человеку следует знать, что страховая организация обязана предоставить полную и достоверную информацию о своих услугах, прейскуранте цен, периодах выплат и другую важную для потребителя информацию. Статьей 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге страхования. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от страхователя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за оказанную услугу суммы и возмещения других убытков.

Также у потребителя есть право отказаться от исполнения договора страхования в любой момент с уплатой страховой компании фактически понесенных расходов за период действия договора страхования (ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителя»).

В случае некачественного оказания услуг страховой компанией, оказание таких услуг с нарушением сроков или не в полном объеме, потребитель вправе предъявить требование о расторжении договора с выплатой всех понесенных им убытков. Для этого необходимо составить письменную претензию на имя руководителя страховой организации в двух экземплярах. Один экземпляр с пометкой о вручении остается у потребителя и будет служить в суде доказательством проведения досудебной процедуры урегулирования конфликта. Также потребителю услуг страхования следует помнить, что надзор и контроль за страховыми компаниями осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), куда потребитель может обратиться с жалобой в случае нарушения его прав страхователя (застрахованного).

Согласно ст.11 Гражданского кодекса РФ и ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей», защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. В случае неудовлетворения страховщиком требований потребителя, он вправе обратиться с иском в суд. И здесь без качественной правовой поддержки не обойтись. Для того, чтобы соблюсти все формальности, связанные с защитой прав потребителя, а также существенно сэкономить время и душевные силы, лучше заручиться профессиональной поддержкой опытного юриста. Он подскажет, какие документы необходимо собрать и поможет составить исковое заявление.

Защищая Ваши права юридическая фирма "МААТ" предоставит услуги:

  • Устная или письменная консультация юриста по защите прав потребителей в сфере страхования;
  • Выявление незаконности действий страховой компании в отношении требований потребителя;
  • Вынесение правового аргументированного заключения юристом по имеющейся ситуации (устно или письменно);
  • Проведение досудебного урегулирования конфликта в виде осуществления эффективной претензионной работы;
  • Составление и подача жалобы в ФСФР, прокуратуру;
  • Формирование правовой позиции для успешного судебного рассмотрения дела;
  • Расчет цены иска, компенсации морального вреда, иных сумм, подлежащих взысканию с ответчика;
  • Составление и подача в суд мотивированного искового заявления с изложением всех фактов и правовых аспектов дела;
  • Составление и подача в суд других необходимых процессуальных документов (ходатайств, заявлений, отводов и пр.);
  • Участие в судебном процессе в интересах доверителя для донесения суду эффективной и аргументированной правовой позиции, с целью вынесения наиболее объективного решения суда;
  • Получение на руки исполнительного листа, предъявление его к исполнению, осуществление контроля за деятельностью судебных приставов-исполнителей;
  • Обжалование решения суда в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях (при необходимости).