/style.css?t=1714582756.4039" rel="stylesheet">

+7 918 587 32 23

Защита прав потребителей при перевозке пассажиров

Защита прав потребителей при перевозке пассажиров

Договор перевозки пассажира транспортной компанией является разновидностью договора оказания услуг, поэтому правоотношения в этой области регулируются Законом «О защите прав потребителей». Исполнитель договора обязан оказать услугу в надлежащие сроки и надлежащего качества. Если в договоре перевозки нет пункта о качестве оказываемых услуг, перевозчик обязан оказать услугу, соответствующую требованиям, обычно предъявляемым к услугам такого рода.

Обычно, при заключении договора перевозки пассажира, условиями о качестве являются:

  • Класс обслуживания;
  • Наличие/отсутствие посадочного места;
  • Наличие/отсутствие питания в поездке;
  • Наличие/отсутствие дополнительных услуг;
  • Для Ж/Д транспорта указываются условия проезда пассажира в купе, плацкарте или общем вагоне.

В зависимости от вида транспорта, пассажиру могут быть предоставлены другие условия качества поездки. Если какое-либо условие было нарушено в ходе перевозки пассажира (например, отсутствовало посадочное место или был предоставлен низкий класс обслуживания, нежели предусмотрено договором перевозки), это будет являться нарушением права потребителя. Требованиями, обычно предъявляемыми к услугам такого рода, является средний уровень обслуживания на определенном виде транспорта.

Пассажир, которого не устроило качество перевозки, вправе предъявить требования в соответствии со ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» и по своему выбору потребовать:

  • Устранения недостатков услуги в процессе поездки;
  • Уменьшения цены услуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения;
  • Возмещения расходов, понесенных в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами.

Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества. Требования потребителя излагаются в виде письменной претензии.

Особенности, сроки подачи и рассмотрения претензий напрямую зависят от вида транспорта и регулируются следующими правовыми актами:

  • На Ж/Д транспорте - главой 8 Устава железнодорожного транспорта РФ;
  • На водном транспорте - главой 18 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ;
  • На воздушном транспорте - ст. ст. 124-127 Воздушного кодекса РФ;
  • На автомобильном транспорте - глава 7 Устава автомобильного транспорта РФ.

Также пассажиру не стоит забывать, что под действие Закона «О защите прав потребителей» попадают перевозки транспортом такси. Если в процессе оказания такой услуги произошло нарушение права потребителя, пассажир такси вправе в полной мере возместить понесенные убытки.

Помимо права на оказание услуг по перевозке надлежащего качества пассажир имеет следующие права:

  • Право на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона «О защите прав потребителей»). В случае, если при перевозке пассажира был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, исполнитель будет нести имущественную ответственность (ст. 14 Закона «О защите прав потребителей»);
  • Право на информацию об оказываемой услуге (ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей»). Транспортные кодексы и уставы обязывают транспортные компании незамедлительно сообщать потребителю информацию о стоимости билетов, расписании движения транспорта, стоимости перевозки багажа и пр. Непредставление такой информации может привести к тому, что пассажир опоздает на поезд или самолет, либо оплатит неполную стоимость билета и не сможет улететь. В таких ситуациях потребитель несет убытки, и исполнитель обязан не только нести ответственность за непредставление информации, но и возместить пассажиру понесенные убытки.
  • Право на оказание услуги в указанные сроки (ст. 27, 28 Закона «О защите прав потребителей»);
  • Право на безопасную перевозку груза и багажа.

Если перевозчик допустил нарушение прав потребителя, пассажир может и должен восстановить нарушенное право. Для этого лучше заручиться поддержкой опытного специалиста, ведь отношения при перевозке пассажиров отдельными видами транспорта регулируются специализированными актами, досконально знать которые может далеко не каждый человек. Мы поможем потребителю разобраться в ситуации, провести грамотную претензионную работу и взыскать с перевозчика все положенные по закону компенсации.

Защищая Ваши права юридическая фирма "МААТ" предоставит услуги:

  • Устная или письменная консультация юриста по защите прав потребителей;
  • Тщательное изучение и анализ ситуации, просмотр имеющихся у пассажира документов на перевозку;
  • Обзор судебной практики по имеющемуся конфликту;
  • Определение порядка действий в конкретной ситуации;
  • Правовое заключение юриста (устное или письменное);
  • Взаимодействие с администрацией транспортной компании и компетентными органами, ведение переговоров, переписки;
  • Формирование правовой позиции для успешного судебного рассмотрения дела;
  • Проведение грамотной претензионной политики (составление и передача претензии исполнителю);
  • Расчет цены иска, компенсации морального вреда, иных сумм, подлежащих взысканию с ответчика;
  • Составление и подача в суд мотивированного искового заявления с изложением всех фактов и правовых аспектов дела;
  • Составление и подача в суд других необходимых процессуальных документов (ходатайств, заявлений, отводов и пр.);
  • Участие в судебном процессе в интересах доверителя для донесения суду эффективной и аргументированной правовой позиции, с целью вынесения наиболее объективного решения суда;
  • Обжалование решения суда в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях (при необходимости).